Телефоны: (3952) 35-07-54, (3952) 35-08-16

Почтовый адрес: 664003, г. Иркутск-3, а/я 275    Фактический адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская 263, оф.216, 212, 215      Схема проезда >>>

Ежегодный открытый отчет обкома за 2017 год

      Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ – одна из самых крупных отраслевых профсоюзов в Иркутской области. На профсоюзном учете в ней состоят, практически, все категории работающих в здравоохранении. Наша областная организация прочно занимает свою нишу, определенную законодательством.

     2017 год был насыщенным различными мероприятиями. Он потребовал от комитета областной организации высокой организованности, настойчивости и творчества. Наши усилия были направлены на закрепление достигнутых результатов и совершенствование используемых форм и методов работы по всем направлениям уставной деятельности.

    Приоритетными в работе Иркутской областной организации в 2017 году оставались следующие направления в работе:

      - развитие социального партнерства в целях защиты прав и интересов работников отрасли по вопросам оплаты труда, занятости, охраны труда и здоровья, социальных гарантий и совершенствование правоприменительной практики профсоюза;

     -взаимодействие с органами государственной власти, общественными организациями;

    - осуществление контроля выполнения работодателями трудового законодательства;

     - укрепление организационной структуры, внедрение новых подходов к кадровой и информационной политике, обучение и повышение квалификации профсоюзных кадров и актива;

     - участие во Всероссийских коллективных действиях в защиту прав и интересов работников отрасли;

     - проведение культурно- массовой и спортивной работы, санаторно - курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей;

    - реализация  Концепции молодежной политики Профсоюза;

    - проведение единой финансовой политики, направленной на укрепление финансового состояния профсоюзных организаций.   

     

     Осуществление защиты трудовых прав членов Профсоюза. В течение года реализовывались меры по сохранению и увеличению численности членов Профсоюза. Уровень профсоюзного членства, по- прежнему, остается одним из основных показателей эффективности деятельности профсоюзной организации любого уровня.

      По состоянию  на 1 января 2018 года в структуре Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ насчитывается 78 первичных организации профсоюза. В 2017 году произошло уменьшение количества первичных профорганизаций. Исключено из реестра областной организации 8 первичных организаций и принято в состав областной организации две вновь созданные ППО. Исключены из реестра  6  ППО в связи с продолжающейся реорганизацией медицинских организаций в форме слияния и присоединения:

-   ОГБУЗ  «Ангарская станция переливания крови», ОГБУЗ « Братская станция переливания  

      крови», ОГБУЗ «Усольская станция переливания крови  вошли в состав ОГБУЗ

«Иркутская областная станция переливания крови».

  -   МП « аптека № 93 « города Братска вошла в состав МП «Межбольничная аптека»  

       г. Братска

  -   Филиалы ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области в городе Братске  и Братском районе»  и « Центр гигиены и эпидемиологии в г. Ангарске»  вошли в состав ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области».

Еще  две малочисленные организации ликвидированы по собственному решению: ППО ОГБУЗ « Зиминская горбольница»,  ППО ОГАУЗ « Братская горбольница № 1».

         В 2017 году вновь созданы две первичные организации профсоюза: в ОГАУЗ «Стоматологическая поликлиника г.Усолье-Сибирское» ( 17 членов профсоюза из 133 работающих) и ОГКУЗ « Усольский Специализированный Дом ребенка «Мечта» (13 членов профсоюза из 119 работающих).

      Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ объединяет членов профсоюза, из которых 93,5% (16016 человек) - работающие в учреждениях системы здравоохранения и 6,5% (1112 человек) - неработающие пенсионеры.     

   Среди работающих членов профсоюза 86,39% – женщины, 27,28%  – молодежь до 35 лет. Впервые принято в члены профсоюза  845 человек, из них 56,69% (479 человек) – молодежь до 35 лет. Больше всего вовлекли в профсоюз молодежи в ППО Ивано-Матренинской детской клинической больницы (53 человека), Иркутской областной клинической больницы (49  человек), Иркутском областной центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (38 человек), Иркутской городской клинической больницы № 10 (33 человека).

    По сравнению с 2016 годом в абсолютных цифрах произошло уменьшение членов профсоюза на 1184 человека, из них по собственному желанию вышли из профсоюза 903 человека. Причинами выхода из профсоюза являются:

- большая отдаленность профгрупп  филиалов от головного учреждения и отсутствие прямого контакта председателя комитета с профактивом филиалов;

-  нежелание платить профвзносы со всего заработка;

-  понимание, что по действующему законодательству у членов профсоюза  нет преимуществ по условиям труда, что коллективный договор распространяется на всех работников учреждения;

- высокий возрастной уровень среди работников отрасли и незаинтересованность пенсионеров в профсоюзе;

-   сокращение компенсаций и гарантий по результатам СОУТ;

-   слабая заинтересованность председателей ППО, профактива в своей общественной работе (невозможность получения наград и званий МЗ РФ, профсоюзных наград, позволяющих получить звание « Ветеран труда»)

-  и другое.

       В первичных профорганизациях работают на освобожденной основе:

 -   председателей - 4,

 -    бухгалтер - 1.

      Отчеты и выборы председателей, членов комитетов ППО проведены в 8 ППО, неудовлетворительных оценок их деятельности нет. Председатели шести комитетов и два профорганизатора избраны впервые. Отчитались о своей работе профгруппорги 143 групп, неудовлетворительных оценок нет, 24 профгруппорга избраны впервые.

     Анализируя дополнения к сводному статистическому отчету по форме 7 виден небольшой рост профсоюзного членства по учреждениям санаторно - курортных ( + 2.16 % ) и прочих организаций системы Министерства здравоохранения  России  ( + 0,38 % ). Снизилось профсоюзное членство – Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (-2,04 % ),в организациях аптечной  службы ( - 4,62% ), в учреждениях РАМН ( -0,8% ).

     По категориям работающих в сравнении с 2016 годом профсоюзное членство повысилось: среди руководителей на 4,65%, среди прочих работников на 0,82%. По остальным категориям снизилось членство:

 -среди врачей на 0,24%,

-  среди провизоров и фармацевтов на 10,04%

-   среди среднего медперсонала на 0,29%,

 -  среди научных работников на 7,36%.

        В 2017 году Иркутский обком профсоюза издал  6 номеров «Библиотечки профсоюзного активиста» тиражом 100 экземпляров каждого номера

         Условия организации деятельности Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ характеризуются наличием отдаленных территорий со слаборазвитой инфраструктурой и объективной невозможностью не освобожденными председателями ППО выстраивать работу с членами профсоюза, работающими в медицинских  организациях за 50 - 1500 км от г.Иркутска.

      В 2017 году  Постановлением Президиума Обкома Профсоюза 13 июня 2017 года №13-7 принята  Дорожная карта Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ.

      Основными задачами «Дорожной карты» является повышение эффективности структуры Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, укрепление организационного единства, формирование осознанного членства, создание нового имиджа профсоюза, формирование компетенции, убежденности и активности профсоюзных кадров и актива, финансового укрепления Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ

     Решением III Пленума обкома Профсоюза от 08 декабря 2016 года №3-3 председателям ППО   с численностью ниже 51 % дано поручение разработать и представить в обком Профсоюза  Дорожные карты по увеличению охвата  профсоюзным членством работающих в медицинских организациях :

   -  определив конкретные плановые показатели по увеличению численности членов Профсоюза и созданию первичных профорганизаций;

   - в сметах профсоюзных бюджетов предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий по усилению мотивации профсоюзного членства; вовлечение работников в профсоюз;

  - с  2017 года ППО представляют к стат.отчету письменную информацию по выполнению «Дорожной карты».

       Необходимо отменить, что принятие «Дорожной карты» Иркутской областной организации не стало новшеством в деятельности Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ.

       Целенаправленная работа руководства, выборных органов Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, председателей ППО по организационному укреплению областной организации, сохранению членской базы, созданию новых профсоюзных организаций строилась  в соответствии с Концепцией деятельности Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ на 2016-2019 годы.(принято II Пленумом Иркутского обкома 10.12.2012 года) Вопрос о ходе выполнения Концепции деятельности Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ на 2016-2019 годы ежегодно рассматриваются на заседаниях Президиума (заседание Президиума ОК № 13 от 14 сентября 2017г.)

      Создан банк данных о ППО с численностью менее 51 %, перечень медицинских организаций, где нет первичных организаций Профсоюза.,.

       За членами президиума обкома, уполномоченными областной организации в городах закреплены данные организации с целью оказания практической помощи с ежеквартальным отчетом о проделанной работе. В итоге за 2017 г. оказана помощь ППО:  ППО Усольской ГБ № 1,  Шелеховской ГБ,  Усть-Удинской РБ, Областного центра по борьбе со СПИДом, ИНЦХТ, ФГБОУ ВО ИГМУ.                                                                                                                                   

           Составлен график заслушивания на заседании оргкомиссии отчетов председателей ППО с численностью менее 51 %  Проведен анализ Дорожных карт ППО, возможность создания  новых ППО.

           Улучшению внутрисоюзной работы в Иркутской областной организации способствовали выезды руководства областной организации,  проведение встреч с профсоюзным активом  на местах,    профсоюзных собраний,   семинаров по проблемам  мотивации профсоюзного членства.  В 2017 году проведено  11  выездов

     Акция   «Торжественное вручение профсоюзных карточек» в городах Братск, Иркутск,  Ангарск.   За 2017 год прошло 7 мероприятий

     В ноябре 2017 года в городе Иркутск уполномоченным  Иркутской областной организации проведено анкетирование председателей ППО и членов профсоюза по определению роли   авторитета  профсоюза,  отношения работников к профсоюзу  по выявлению причин выхода из профсоюза,  направлений деятельности,   возможностей усиления мотивации профсоюзного членства.   Материалы анкетирования обобщены оргкомиссией, разработаны Методические рекомендации по созданию мотивационной среды в медицинских организациях.

      Сформирован резерв на должность председателей ППО.   Обучение  данной категории запланировано в 2018 году согласно Плана обучения.

      Подписанное в декабре 2016 года совместное письмо с Министром здравоохранения Иркутской области   «О роли  социального партнерства в регулировании социально - экономических интересов работников здравоохранения», которое направлено всем руководителям медицинских организаций с предложением « Поддержать инициативу по созданию первичных организаций Профсоюза работников здравоохранения РФ позволило создать  ряд новых ППО. Руководством  Иркутской областной организации использованы два направления   первое – «сверху»  т.е.  путем переговоров председателя обкома Никифоровой  с главным врачом ОГБУЗ  областного Центра по борьбе со СПИДом  Плотниковой Ю.К.  на предмет  содействия  в создания профсоюзной организации.  В итоге из   218     работающих заявления  о приеме в профсоюз написали  117 человек.  Второе направление – «снизу»  т.е. на основании решения работников создать профсоюзную организацию вопреки мнению администрации, например, ОГКУЗ Усольская стомполиклиника (133 работающих, 17 членов профсоюза), ОГБУЗ Усольский дом ребенка «Мечта» ( 119 работающих, 13 членов профсоюза).

    Положительно  на процесс формирования имиджа профсоюза  и областной организации сказываются изготовление и распространение  наглядных агитационных материалов о преимуществе профсоюзного членства, изготовление и распространение рекламной продукции с символикой профсоюза, использование юбилейных дат, профессиональных праздников и конкурсов, проведение специальных мотивационных  мероприятий « День профактивиста», «Вступай в профсоюз», мероприятии по торжественному вручению профсоюзных карточек и т.д.

      Обеспечение каждой первичной организации журналом « Профсоюзная тема», выпуск « Библиотечки профсоюзного активиста», еженедельное  обновление новостей на сайте областной организации способствуют более полной информированности членов профсоюза.

    Финансовую стабильность областной организации в 2017 году обеспечила централизация профвзносов  на уровне обкома. Сдача отчетов о доходах и расходах  профсоюзной организации  ф. 10- ПБ с обязательным приложением акта КРК ППО, предоставление сметы о доходах и расходах, утвержденных на общем собрании, заслушивание председателей ППО о полноте  удержания членских  взносов с члена профсоюза, проведение анализа членских профвзносов и уровня средней заработной платы члена профсоюза дисциплинируют председателей ППО и обеспечивают действенный контроль за расходованием профсоюзных взносов.

    Анализ Дорожных карт ППО позволяет сделать вывод, что положительный результат в привлечении новых членов профсоюза кроме повседневной активной работы   профактива и председателей ППО дают проведение индивидуальных бесед и разъяснительная работа с новыми сотрудниками с целью вовлечения их в профсоюз, а также тесное взаимодействие с кадровыми службами медицинских организаций. И несмотря на разработанную  систему поощрения для председателей ППО на уровне ЦК Профсоюза необходимо упростить порядок представления материалов к награждению Почетной грамотой Министерства здравоохранения и Нагрудным знаком «Отличник здравоохранения», исключив из данной процедуры наличие Нагрудного знака Профсоюза II и III  степеней « Ветеран профсоюза» для не освобожденных председателей и актива ППО с численностью выше общепрофсоюзного показателя .

       Вопросы сохранения членской базы, организационное укрепление, усиление мотивации профсоюзного членства и увеличения численности членов профсоюза, а также совершенствование профсоюзного обучения находятся  под постоянным контролем выборных органов областной организации, рассматриваются на заседаниях и президиума и обкома профсоюза.

  Деятельность руководства, выборных профорганов, уполномоченных представителей Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ по городам Ангарск, Братск, Иркутск, председателей ППО и актива нацелена на укрепление внутрисоюзной деятельности, мотивацию профсоюзного членства, создание новых  организаций Профсоюза, на работу с молодежью.

 

 В соответствии с Концепцией профсоюзного обучения Иркутская областная организация предусматривает трех -уровневую организацию обучения профсоюзных кадров и актива. На первом  уровне обучение профактива проводили  председатели первичных профорганизаций в семи школах профсоюзного актива, где обучалось 208 профактивистов ( члены профкома, постоянно- действующих комиссий, профгруппорги). Кроме этого согласно Плана мероприятий  «Дорожной карты» созданы три ШПА в профорганизациях с численностью  членов профсоюза от 300 до 500 человек, которые начали работать с октября 2017 года. Специалисты обкома оказывают им всестороннюю помощь по организации их работы. На втором уровне обучение проводилось обкомом профсоюза. В 2017 году обком профсоюза провел пять однодневных семинаров для председателей комитетов, резерва кадров, председателей комиссий профкомов по разным направлениям работы профсоюза. Всего обучено 89 человек. На одиннадцати выездных семинарах по территории Иркутской области обучено 73 человека. Обучение профактива проводилось по темам:

-Психологическое мастерство профсоюзного лидера. Устранение личностных ограничений эффективного руководителя., Способы лидерского влияния. (0 часов)

-Актуальные вопросы по СОУТ в медицинских организациях Иркутской области.

-Оргработа  в первичной профсоюзной организации

-Новое в трудовом законодательстве. Пенсионное законодательство о медицинских работниках.

-Об основных направлениях работы первичных профсоюзных организаций.

-Вопросы оплаты труда работников медорганизаций. Профстандарты в здравоохранении.

-Вопросы финансовой грамотности взрослого населения.

-Эффективный контракт.

  Для обучения привлекались специалисты  ведущие специалисты Министерства здравоохранения Иркутской области, Министерства по труду Иркутской области, преподаватели Учебного Центра профсоюзов Иркутского Профобъединения, Иркутского филиала Российской Академии государственной службы при Президенте России,  преподаватели «Национального центра финансовой грамотности» в рамках Проекта Министерства финансов России и Всемирного Банка. Профактивисты - ветераны профсоюза делились опытом работы

    Во время семинаров идет обмен опытом  работы ППО, профактив получает ответы на интересующие их вопросы.

   Впервые избранные председатели ППО обучались по накопительной системе по основным направлениям работы  профсоюза на семинарах, проводимых обкомом профсоюза и уполномоченными представителями обкома  на местах.

   Областной комитет тесно сотрудничает с ЧОУ ДПО     УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРОФСОЮЗОВ , совместно с которым ежегодно проводится обучение для профактива, казначеев, председателей КРК, уполномоченных лиц по охране труда, председателей молодежных комиссий и др.

   Доля финансовых средств, израсходованных на обучение кадров и актива, составила в 2017 году 5,5 %.

      В 2017 году состоялся один Пленум и четыре заседания президиума обкома, на которых рассмотрены 43 вопроса, в т.ч.: об итогах деятельности профсоюзных организаций в 2016 году ( по материалам статотчетов), о подготовке и проведении открытого отчета « О работе Иркутского областного комитета профсоюза работников здравоохранения за 2016 год), о « Дорожной карте « Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ по увеличению  охвата профсоюзным членством работающих в медицинских организациях, о ходе выполнения « Концепции деятельности  Иркутской областной организации на 2016-2019 годы» по укреплению профсоюзных рядов, созданию новых первичных организаций. О ходе проведения ежегодных открытых отчетов в Иркутской областной организации  профсоюза работников здравоохранения РФ. Об опыте работы уполномоченного представителя областной организации профсоюза по городу Иркутску Пыль Т.Я. по координации деятельности первичных профорганизаций. Об итогах обучения профсоюзного актива в 2016 году и плане обучения на 2017 год, о плане мероприятий по выполнению постановления президиума ЦК профсоюза от 18.102017 г. № 9-2 « О работе Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ по укреплению профсоюзных рядов, созданию новых первичных профорганизаций».

 Обучение профсоюзных кадров и актива медицинских организаций проходят по в системе целевого финансирования плана профсоюзного обучения, утверждаемого Президиумом одновременно с подведением итогов выполнения  плана обучения за предыдущий год, в соответствии с Концепцией профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения РФ, утвержденной III Пленумом ЦК Профсоюза от 01.06.2016 года с использованием методики «Научи учителя», охватывающей различные виды и формы обучения.

Повышение профессионального уровня профактивистов, научить их ориентироваться в трудовом законодательстве, правовых вопросах, проблемах заработной платы, организационно-уставных вопросах и многих других – является одним из основных направлений деятельности Иркутской областной  организации профсоюза работников здравоохранения РФ. В условиях, когда профсоюзные организации должны не только защищать своих членов Профсоюза, но и защищать свое существование, свою активную деятельность, доказывать правомерность своих действий по защите прав и профессиональных интересов работников отрасли, большую роль играет правильно выстроенная система обучения в профсоюзной организации. На протяжении многих лет областной комитет целенаправленно занимается обучением профсоюзных кадров и актива с учётом требований в новых экономических и хозяйственных условиях.    

     В 2017 году обучение профкадров и актива в Иркутской  областной организации строилось в соответствии с утвержденной ЦК Концепцией обучения профкадров и актива в Профсоюзе работников здравоохранения РФ. По данным статистических отчетов ППО за 2017 год в Иркутской областной организации семь профорганизаций с численностью членов профсоюза более 500 человек. Во всех этих организациях созданы и работают ШПА. Занятия ведут работники аппарата обкома, члены президиума, председатели ППО. 

       С  сентября по май  месяц обучаются члены профкомов, председатели комиссий, профгруппорги. Всего обучено 208 человек.

 

 

    Социальное партнерство в системе  здравоохранения Иркутской области направлено прежде всего на обеспечение стабильной работы трудовых коллективов и на совершенствование и повышение качества  медицинской помощи населению.

   В 2017 году продолжает действовать Отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения Иркутской  области и Иркутской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ на 2016-2018 годы.

   На принципах социального партнерства и конструктивного диалога сторонами социального партнерства проводится анализ ситуации в социально-трудовой сфере, рассматриваются проекты нормативных правовых актов, готовятся методические рекомендации и разъяснительные письма по применению норм законодательства по вопросам, затрагивающим профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы работников.

   Обкомом профсоюза оказывается содействие в развитии и совершенствовании коллективно- трудовых отношений на уровне медицинских организаций, проводится экспертиза проектов коллективных  договоров. Все коллективные договоры проходят уведомительную регистрацию в комитете по труду и занятости.

    Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ систематически оказывает практическую помощь первичным профсоюзным организациям  в проведении коллективно- договорной кампании: проводится анализ проектов коллективных договоров на соответствие действующему законодательству, организовывает обмен опытом в сфере социального партнерства, направляются рекомендации и макеты коллективных договоров. При необходимости работники аппарата областного комитет участвуют в переговорах по вопросам  коллективных договоров.

    Обком профсоюза добивается заключения наиболее выгодного для работников коллективного договора, в том числе обязательного раздела по охране труда, поскольку это не только коллективная защита, но и важный фактор в оценке дееспособности первичной организации. По результатам экспертизы коллективных договоров председателям первичных профсоюзных организаций, руководителям  медицинских организаций выдаются письменные разъяснения по спорным вопросам, по вопросам применения той или иной нормы права.

      Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее Указ) установлено что к 2018 году средняя заработная плата врачей, должна достигнуть 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг)- 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций.

         В связи с чем, распоряжением Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в которой были установлены индикативные соотношения уровня средней заработной платы каждой категории работников, указанных в Указе к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год. Всеми субъектами были разработаны планы мероприятий «Дорожные карты» по исполнению Указа Президента и согласованы с Министерством здравоохранения Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Иркутской области, Результаты исполнения программы, дорожной карты мониторируются с 2013 года, озвучиваются в средствах массовой информации, в коллективах медицинских работников. Внести изменения в Указ Президента Российской Федерации невозможно.

     В случае изменения индикативного соотношения уровня средней заработной платы категории работников (в частности среднего медицинского персонала) в большую сторону от указанных в Указе к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), средства на увеличение показателя необходимо изыскать дополнительно в областном бюджете 6.2 млрд. руб. (22040 средних медработников * (54225-36150)* 12 мес., *1.302).

    Мониторинг исполнения целевых показателей средней заработной платы Правительством Российской Федерации был поручен Росстату. Приказом Росстата от 25.12.2017 № 864), которую направляют учреждения непосредственно в Росстат.

    В соответствии с инструкцией, утвержденной приказом Росстата расчет средней заработной платы производится исходя из статистических данных о среднесписочной численности работников (физических лиц) и начисленного фонда оплаты труда с учетом включения в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе, оплату труда по внутреннему совместительству и других выплат из всех источников (бюджет, ОМС, платные услуги).

     Оценку выполнения показателей «Дорожной карты» производит Росстат и Министерство здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с которыми Иркутская область на протяжении всего периода реализации Указа с 2013 года выполняет установленные показатели средней заработной платы отдельных категорий работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом.

     Программа поэтапного совершенствования системы  оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы как раз и направлена на повышение укомплектованности кадрами, потому как прирост физических лиц в систему здравоохранения не приводит к снижению установленного показателя средней заработной платы, но приводит к снижению нагрузки на медицинских работников.

    По вопросу разработки единых методических рекомендаций по сокращению санитарок.

    При согласовании плана мероприятий «Дорожная карта» по исполнению Указа Президента Российской Федерации с Министерством здравоохранении Российской Федерации еще в 2013 году, проектная численность физических лиц до 2018 была установлена самим министерством здравоохранения Российской Федерации. При этом к 2018 году численность младшего медицинского персонала должна была сократиться на 75% (с 12066 до 3016 чел.). С учетом проводимой с 2014 года работы министерством здравоохранения Иркутской области удалось при ежегодном уточнении показателей Дорожной карты уточнить количество физических лиц младшего медицинского персонала до 7365 чел. Планируемое уменьшение численности младшего медицинского персонала связано с изменениями трудовых функций санитарок, изменению профессионального стандарта и конечно с тем, что заработная плата санитарок сравнивается с заработной платой квалифицированных медицинских работников относящихся к среднему медицинскому персоналу, должностные обязанности и мера ответственности которых не сопоставимы с должностными обязанностями и мерой ответственности санитарок.

     Перевод санитарок в уборщицы производилось медорганизациями при квалификации медицинских работников в целях определения соответствия выполняемых ими трудовых функций содержанию профессионального стандарта, утвержденного Минздравом РФ.

 

 

О ФИНАНСИРОВАНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ

 

Государственная программа «Развитие здравоохранения» на 2014-2020 годы в 2017 году

 

Источник финансирования

Редакция

программы от

18.11.2016 № 749-

пп,

млн. руб.

Редакция программы

от 27.02.2018 № 153-

пп,

млн. руб.

прирост

3

4

5

6

Всего

40 810,3

43 630,7

2 820,4

Областной бюджет (далее - ОБ)

22 685,5

25 853,5

3 168,0

Средства, планируемые к

привлечению из федерального

бюджета (далее - ФБ)

367,9

1 292,5

924,7

Бюджеты муниципальных

образований Иркутской области

(далее - МБ)

6,5

6,9

0,4

Иные источники (далее - ИИ)

17 750,4

16 477,8

-1 272,6

 

 

 

Исполнение государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2014-2020 годы в 2017 году.

 

Источник финансирования

Объем

финансирования,

предусмотренный на

2017 год, тыс. руб.

Исполнено за

отчетный период,

тыс. руб.

Процент

исполнения (гр.8/

гр.7* 100), %

3

4

5

6

Всего

43 630,7

42 562,2

97,6

Областной бюджет (далее - ОБ)

25 853,5

25 577,1

98,9

Средства, планируемые к

привлечению из федерального

бюджета (далее - ФБ)

1 292,5

1 163,8

90,0

Бюджеты муниципальных

образований Иркутской области

(далее - МБ)

6,9

5,4

78,2

Иные источники (далее - ИИ)

16 477,8

15 815,8

96,0

 

 

 

 

Объемы финансовых средств на содержание и развитие здравоохранения Иркутской области, млн.руб.

 

 

Источник финансирования

План 2017 года

План на 2018 год

Прирост к 2017 году (%)

Средства областного бюджет,

ответственным исполнителем по которым

является МЗ ИО

24 454,4

26 104,9

+6,7%

Средства федерального бюджета

1 292,5

1 298,7

+0,5%

Бюджет ТФОМС*

16 477,8

21 923,7

+33%

Средства областного бюджета,

ответственным исполнителем по которым

является министерство строительства,

дорожного хозяйства Иркутской области

1 395,7

1 140,5

- 18,3%

 

 

 

 
 

Исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в 4 квартале 2017 года, в учреждениях региональной и муниципальной форм собственности.

 

 

 

Категория работников

Целевой показатель

среднемесячной

заработной платы на

4 квартал 2017 года,

руб.

Среднемесячная

заработная плата в 4

квартале 2017 года

по всем работникам,

руб.

Исполнение целевого

показателя среднемесячной

заработной платы на 4

квартал 2017 года по всем

работникам, %

Врачи и работники медицинских организаций,

имеющие высшее медицинское

(фармацевтическое) или иное высшее

образование, предоставляющие медицинские

услуги (обеспечивающих предоставление

медицинских услуг)

60 095,5

63 018,4

104,9

Средний медицинский (фармацевтический)

персонал (персонал, обеспечивающий

предоставление медицинских услуг)

30 047,8

31 930,4

106,3

Младший медицинский персонал (персонал,

обеспечивающий предоставление медицинских

услуг)

26 709,1

31 241,6

117,0

 

 

 

Уровень среднемесячной заработной платы отдельных категорий медицинских работников Иркутской области в 2017 году по учреждениям региональной и муниципальной форм собственности.

 

Категория работников

Плановый показатель

среднемесячной

заработной платы на

2017 год, руб.

Среднемесячная

заработная плата по

итогам 2017 года по

всем работникам,

руб.

Исполнение планового

показателя среднемесячной

заработной платы на 2017

год по всем работникам, %

Врачи и работники медицинских организаций,

имеющие высшее медицинское

(фармацевтическое) или иное высшее

образование, предоставляющие медицинские

услуги (обеспечивающих предоставление

медицинских услуг)

54 219,4

55 644,5

102,6

Средний медицинский (фармацевтический)

персонал (персонал, обеспечивающий

предоставление медицинских услуг)

28 160,6

29 497,6

104,7

Младший медицинский персонал (персонал,

обеспечивающий предоставление медицинских

услуг)

22 530,5

22 077,5

98,0

 

 

Отношение средней заработной платы работников соответствующей

категории к прогнозу среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъектам Российской Федерации за IV квартал 2017 года (собственность субъектов) (ед. изм. -%)

 

Территория

Врачи и работники

медицинских организаций,

имеющие высшее

медицинское

(фармацевтическое) или иное

высшее образование,

предоставляющие

медицинские услуги

(обеспечивающие

предоставление медицинских

услуг)

Средний медицинский

(фармацевтический) персонал

(персонал, обеспечивающий

условия для предоставления

медицинских услуг)

Младший медицинский

персонал (персонал,

обеспечивающий условия для

предоставления медицинских

услуг)

Сибирский

федеральный округ

 

 

 

Республика Алтай

180,5

90,9

82,8

Республика Бурятия

196,7

101,1

90,7

Республика Тыва

181,4

98,2

104,0

Республика Хакасия

210,0

102,7

85,2

Алтайский край

188,2

97,8

83,5

Забайкальский край

176,8

88,8

68,9

Красноярский край

187,4

96,4

80,4

Иркутская область

189,2

95,5

92,8

Кемеровская область

183,7

93,8

78,3

Новосибирская область

193,4

101,3

81,4

Омская область

182,0

91,2

80,0

Томская область

180,8

91,0

80,0

 

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЯВЛЯЕТСЯ УСТРАНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ДЕФИЦИТА И ИМЕЮЩЕГОСЯ ДИСБАЛАНСА КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:

 

 

 

  • Управление кадрами в сфере здравоохранения (анализ и планирование потребности в медицинских кадрах с учетом уровня заболеваемости и объемов оказания медицинской помощи населению).
  • Образование (подготовка и непрерывное     профессиональное развитие медицинских кадров).
  • Обеспечение условий для жизни и меры социальной поддержки медицинских работников.

 

 

УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ ВРАЧАМИ 2017 ГОД

 

Иркутская область 57%

Нижнеудинский район 36%

Усть-Удинский район 56%

Братский район 55%

Тулунский район 41%

Киренский район 50%

Куйтунский район 44%

Тайшетский район 51%

Жигаловский район 47%

 

 

 

 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ ВРАЧАМИ

      71 %                                     77 %                               58 %                             57 %

Боханский                           Баяндаевский                  Чунский                      Нукутский

  район                                      район                               район                         район

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

  • Совершенствование механизмов и условий целевого набора абитуриентов;

 

  • Меры социальной поддержки на этапе получения среднего и высшего медицинского образования;

 

  • Реализация мер социальной поддержки медицинских специалистов на этапе послевузовской и последипломной подготовки;

 

  • Организация летней производственной практики студентов старших курсов;

 

  • Организация прохождения производственной практики или профессиональной стажировки ординаторов в местах будущего трудоустройства в сельских и отдаленных районах;

 

  • Организация ярмарок вакансий для молодых специалистов и центров трудоустройства выпускников;

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2018 ГОД

 

 

  • обеспечить взаимодействие с главами муниципальных образований и организовать совместную работу по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников для работы в медицинских организациях в части установления и предоставления мер социальной поддержки;

 

  • усилить меры по закреплению медицинских работников, привлеченных для работы в сельскую местность и отделанные территории;

 

  • активизировать работу по привлечению медицинских кадров из других субъектов Российской Федерации;

 

  • обеспечить проведение информационно-разъяснительных мероприятий с медицинскими работниками в части обеспечения жилыми помещениями;

 

  • обеспечить активное использование механизма «договора целевого обучения», включая возможность обучения «ускоренных целевиков» ;

 

  • исключить случаи привлечения и трудоустройства медицинских работников, работающих на аналогичных должностях в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, расположенных в сельских и отделенных территориях.

 

    Вся работа областного комитета в 2017 году была направлена на сохранение  и увеличение численности членов профсоюза, на профилактику нарушений трудового законодательства, на оказание квалифицированной правовой помощи членам профсоюза, осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями  условий коллективных договоров и соглашений, правовое информирование членов профсоюза, регулирование социальных и трудовых отношений и др.

   Руководство областной организации, уполномоченные областной организации , специалисты аппарата обкома профсоюза приняли участие в подготовке и проведении 23 профсоюзных собраний по контролю за выполнением коллективных договоров.

    В 2017 году ряд медицинских организаций вносили изменения в коллективные договоры, в части уменьшения медицинским работникам продолжительности дополнительного отпуска за вредные условия труда в связи с результатами СОУТ. Хотя мы считаем, ссылаясь на законодательство, с учетом того, что по результатам проведенной СОУТ в данных организациях, условия труда на рабочих местах медицинских работников не изменились – дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней должен быть сохранен.

   Защита прав и интересов членов профсоюза по вопросам труда и безопасности труда, возмещения труда, причиненного их здоровью на работе, осуществлялась в соответствии с законодательством.

    Контроль состояния безопасных условий и охраны труда в медицинских организациях области осуществлялся, в основном, комиссиями по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители первичных организаций профсоюза.

В течение 2017 года специалисты аппарата областной организации  давали консультации и разъяснения профсоюзному активу, специалистам по охране труда, членам профсоюза по вопросам охраны труда и проведению СОУТ, по внесению соответствующих изменений   в коллективные договоры в раздел « Охрана труда». Реализация этого раздела коллективных договоров находится под строгим контролем со стороны профсоюза в лице уполномоченных лиц по охране труда и комиссий по охране труда, созданных при профкомах медицинских организаций.

   Работа областной, первичных  организаций  профсоюза была сконцентрирована   на выявлении и устранении фактов некачественного проведения СОУТ, искусственного снижения классов условий труда, необоснованного уменьшения  размера компенсационных  мер.

Областная организация профсоюза озабочена указанными проблемами, связанными с реализацией законодательства о СОУТ и возможными негативными последствиями, поэтому постоянно на контроле осуществление мероприятий по проведению СОУТ на рабочих местах с целью оказания практической помощи для сохранения на рабочих местах компенсационных мер медицинским работникам за работу в условиях неблагоприятного воздействия  различного ряда факторов.

    В течение отчетного периода оказывалась практическая помощь председателям первичных профсоюзных организаций в оформлении мотивированного мнения при рассмотрении материалов СОУТ.

 

Когда мы говорим об оценке условий труда работников, то невольно подразумеваем  неотъемлемые её составляющие, следующие исключительно параллельно  – первая, заинтересованность работодателя в проведении объективной экспертизы условий труда с установлением класса условий труда, соответствующего реалиям, вторая – уверенность работника в полноценном беспристрастном подходе к оценке его условий труда, и третья – всесторонняя независимость и достаточная компетентность оценивающей организации, способной своим результатом удовлетворить обе стороны, а при возникновении спорных ситуаций, профессионально и уверенно отстоять спорные позиции.

Изначально именно этими принципами руководствовались «законотворцы», создавшие и представившие нам к реализации Федеральный закон о специальной оценке условий труда, Методику её проведения, а также ряд иных нормативных документов в этой области.

Итак, с момента изготовления и «спуска на воду» процедуры оценки условий труда в оптимизированном формате кануло три года с небольшим. Но и их достаточно для того, чтобы уже сейчас наблюдать сложившиеся и уверенно укоренившиеся тенденции.

Начнём с того, что оценка условий труда пошла таки «в гору». Работодатели проявляют искомую активность, всё более «прикрывая» свои рабочие места материалами специальной оценки. И причин здесь несколько. Во-первых, статус основополагающего документа – Федеральный закон вместо принимавшихся ранее приказов профильного министерства. Во-вторых, активная жёсткая позиция неукоснительного исполнения законодательства РФ в данной области контрольно-надзорных органов федерального уровня: государственной инспекции труда, прокуратуры, Роспотребнадзора.

Следующим безусловным моментом реализации закона является тотальная минимизация социальных гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, сопряжённая с МНИМЫМ улучшением условий труда работников, подтверждаемым материалами оценки условий труда «по-новому».

Основная причина, так называемого, улучшения условий труда работников кроется отнюдь не в массовой модернизации и реорганизации российского производства, а в изрядно «истовщавшем» Классификаторе вредных и опасных производственных факторов, чудесным образом забывшем о таких потенциальных вредностях, как коэффициент пульсации при оценке фактора «Световая среда», электромагнитном излучении, генерируемом персональными компьютерами, микроклимат на открытой территории. Все эти факторы, по меньшей мере,  имеют место быть на рабочих местах и, бесспорно, не перестают оказывать вредное воздействие на организм работника. Более того, они даже могут быть измерены (предельно-допустимые значения по ним законодательно определены). Проблема заключается в том, что эти факторы не подлежат оценке (а значит, не имеют шанса быть отнесенными к вредным) в рамках проведения специальной оценки условий труда.

Дальше – больше. Предельно-допустимые значения по некоторым «проблемным» физическим факторам, превышение ПДУ по которым «тянут за собой» как минимум, вероятные профессиональные заболевания, повышаются новой версией Классификатора вредных и опасных производственных факторов до максимально определённых при аттестации рабочих мест по условиям труда уровней.

Кстати сказать, в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка шума на рабочих местах, на наш взгляд, осуществлялась более корректно, с учётом интенсивности тяжести и напряжённости трудового процесса (чем тяжелее и (или) напряжённее труд, тем меньше ПДУ по шуму).

Как бы то ни было, а условия новых правил, прежде всего, необходимо принять именно  оценивающим организациям, как основному звену – «реализатору» государственной политики в области оценки условий труда.

 Ещё одна проблема, граничащая с безрассудством в действии – бесконтрольный, беспардонный, лишённый всякого здравого смысла, демпинг на рынке услуг в сфере СОУТ, спровоцированный и усугублённый федеральным законодательством РФ о закупках (тендерах, конкурсах, торгах).В обойме увлекательного процесса «а кто даст ещё меньше?» оказались как работодатели, стремящиеся получить корову по цене молока, так и оценивающие организации, вынужденные «падать» в цене ниже предела своего собственного обнаружения, дабы хоть как-то уцелеть. Нередки случаи, когда оценивающая организация, в отчаянной борьбе за звание победителя, соглашается на кабальные для себя условия работы по цене 10, а то и 5 процентов от первоначально объявленной цены контракта. При этом, к удивлению, у заказчика услуги не возникает вопрос о чистоплотности  и профессиональной компетентности исполнителя. А может, как раз с этого и нужно начать? Вместе с тем, обе стороны отдают себе отчёт о том, каково в подобных условиях может быть качество оказываемых услуг, но, к сожалению, цена и здесь правит балом. Интерес работодателя очевиден – кое-как «прикрытые» материалами СОУТ рабочие места без лишнего вникания в производственный процесс и  проведения фактических измерений вредных производственных факторов. Для оценивающей же организации главное -  чёткое соблюдение формальной стороны вопроса, а именно грамотное оформление протоколов и иных необходимых документов, предусмотренных законодательством РФ. Роль работника, равно как и органа, представляющего его интересы, при таком раскладе невелика: присутствие на рабочем месте (благо, закон позволяет), не слишком обременяя и без того запутанный процесс проведения оценки условий труда.

Что же мы имеем в сухом остатке? Ориентир работодателя, экономически простимулированного на минимизацию социальных гарантий и компенсаций посредством проведенной за минимальную плату СОУТ,  помноженный на условия жесточайшей конкуренции на рынке услуг оценивающих организаций, где, по большей мере, уже не ведётся речи о независимости и компетентности, шаг за шагом, низвергает оценку условий труда в сугубо «имитирующую» процедуру, основное предназначение которой – элементарно наличествовать на бумаге в угоду формального исполнения законодательных норм.

Что же касается изначальных принципов триединства сторон (работодатель – работник – оценивающая организация) в целях достижения столь желаемой объективности, взятых за основу при формировании обновлённого подхода к оценке условий труда, то, похоже, в очередной раз не сложилось или сложилось не так, как планировалось.

Вот уж поистине – хотелось как лучше, получилось - как всегда…

В 2017 году в порядке законодательной инициативы Председателем Комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Андреем Николаевичем Лабыгиным совместно с членами профильного комитета Артемом Валентиновичем Лобковым, Алексеем Викторовичем Козюрой, Владимиром Александровичем Новожиловым, Игорем Васильевичем Милостных был внесен законопроект, отменяющий  пункт 13 части 2 статьи 7 (1) Закона Иркутской области от 
5 марта 2010 года № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области».

 Данный законопроект не был размещен на официальном сайте Законодательного Собрания в соответствии с нормами областного Закон 1-оз и, как следствие, указанный проект закона не прошел публичного обсуждения в соответствии с действующим законодательством.

Представленный законопроект прошел установленную процедуру согласования в Правительстве Иркутской области: главное правовое управление, министерство финансов, министерство здравоохранения, министерство строительства, заместитель председателя правительства по социальным вопросам Валентина Вобликова, полномочный представитель Губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании Иркутской области. На основе отрицательных заключений этих ведомств Губернатором Иркутской области направлено в адрес председателя Законодательного Собрания Иркутской области Сергея Фатеевича Брилки отрицательное заключение по законопроекту в связи с несоответствием его нормам федерального законодательства.

Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ выступила категорически против отмены пункта 13, который закрепляет полномочия муниципальных образований по созданию благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе путем обеспечения жильем в соответствии с законодательством, установления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, проведения работы по профессиональной ориентации среди молодежи.

Основной тезис инициаторов состоял в том, что большинство муниципальных образований имеют дотационные бюджеты, они не в состоянии исполнять норму закона. Хотя, федеральным законодательством указаны их прямые обязанности для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в муниципальных образованиях. Кроме того, в целях реализации норм федерального законодательства муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Это подтверждается в одном из писем контрольно-счетной палаты Иркутской области в феврале 2016 года.

Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту Андрей Николаевич Лабыгин указывает, что дополнительные денежные средства на его реализацию из областного бюджета не потребуется.

Минздрав Иркутской области провел ориентировочный расчет реализации пункта 13 в полном объеме, в случае, если это полномочие одномоментно будет возложено на областное Правительство. Это - покупка и аренда служебного жилья, выплата подъемных, компенсация за поднаем жилья - ориентированные расчет около 19 млрд. руб. для привлечения недостающих врачей и средних медицинских работников.

С 2013 года федеральным законодательством полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения жизнеугрожающих редких (орфанных) заболеваний были возложены на региональный уровень без финансовой поддержки из федерального бюджета. Сейчас из регионального бюджета для обеспечения только 62 человек с орфанными заболеваниями ежегодно выделяется порядка 130 – 140 млн. рублей, кроме того областным льготникам ежегодно из областного бюджета закупаются лекарственные препараты на сумму 300 – 400 млн. рублей. Дефицит областного бюджета в 2017 году составил более девяти процентов. Около 80% всей расходной части областного бюджета выделяется на социальную сферу.

 Если бы в один день был аннулирован пункт 13, то для того, чтобы реализовать в полном объеме мероприятия только по обеспечению жильем понадобится достаточно много лет: это и разработка законов, подзаконных актов, программ, изыскание многомиллиардного финансирования и, безусловно, само строительство этого жилья.

Выделение земельных участков в муниципальном образовании под строительство, предоставление служебного жилья, строительство жилья, выплата компенсации за поднаем жилья, выплата подъемных не входит в полномочия министерства здравоохранения Иркутской области в соответствии с действующим положением о министерстве, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области №174-пп, которое принято строго в соответствии с федеральными законами 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и областным законом 4-оз.

Несколько слов о реальной ситуации в муниципальных образованиях с исполнением местных программ по привлечению медицинских кадров.

Из 42 в 31 муниципальном образовании разработаны программы социальной поддержки медицинских работников. В большинстве из 31 муниципального образования они в большей или меньшей степени финансируются и имеют реальную отдачу.

В результате слаженной совместной работы администрации Иркутска, медицинских организаций, а также минздрава укомплектованность здесь в среднем составляет 65,2 процента при среднеобластном показателе 56,1 процента.

Меры поддержки приняты и в ряде других муниципальных образованиях Иркутской области. В Заларинском районе предоставляются земельные участки, ведомственное жилье, «подъемные» выплаты в размере 100 тыс. рублей, ежемесячно компенсируют расходы по найму жилья. В 2016 году привлечено семь врачей, укомплектованность составила 55,2 процента и выросла на 10,4 процента по сравнению с 2015 годом.

Восемь муниципальных образований совместно с главными врачами на паритетных основах по три – пять тысяч рублей выплачивают социальную стипендию студентам, обучающихся по целевому договору, а также обеспечивают им проезд к месту стажировки и съем жилья.

В Бодайбинском районе предоставляются жилые помещения по договору найма, подъемные в размере 400 тыс. рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске разработаны муниципальные программы, в рамках которых врачам частично компенсируют затраты на аренду жилья, выплачивают достойные подъемные, предоставляется земля для строительства, а также другие льготы.

В связи с тем, что медицинские работники являются одним из ключевых звеньев по созданию культурно-просветительского кода, носителями генетической интеллигентности главы муниципальных образований заинтересованы в привлечении людей в белых халатах. 

     В 2016 году – это 77 вновь привлеченных врачей в Приангарье.

Впервые за долгий период времени минздраву совместно с муниципальными образованиями удалось за счет максимальной мобилизации, высокой замотивированности приостановить хронический отток медицинских работников и нарастить кадровый потенциал.

С февраля 2016 года создан и работает Координационный совет по вопросам кадрового обеспечения медицинских организаций. В государственной программе «Развитие здравоохранения» на 2014-2020 годы реализуется подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» с финансированием из областного бюджета порядка 
45 млн. рублей в год.

В рамках программы за три года обучены 2 582 специалиста с высшим и средним профессиональным медицинским образованием; в сельские населенные пункты и рабочие поселки было привлечено 516 врачей по программе «Земский доктор» - из областного бюджета на выплату единовременных компенсационных выплат было израсходовано порядка 250 млн. рублей; для повышения престижа профессии врача и среднего медицинского работника выплачиваются премии Губернатора Иркутской области - всего награждены 101 человек, в разные годы сумма премий составляет от 20 до 100 тысяч рублей.

По приоритетному национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения для проведения капитального ремонта, закупки медицинского оборудования и лекарственных препаратов, а также на повышение заработной платы медицинских работников за последние десять лет было потрачено из областного и федерального бюджетов порядка 35 млрд. рублей. А это как раз и есть комфортные и привлекательные условия труда для медицинских работников.

За 2017 год, впервые за долгие годы, из областного бюджета выделено 1,5 млрд. рублей на строительство новых зданий медицинских организаций и проведение капитальных ремонтов.

Дважды в год Минздрав организует «Ярмарки вакансий» для выпускников медицинского университета с целью их ознакомления с медицинскими организациями, мерами социальной поддержки, предоставляемыми муниципальными образованиями, заключения трудовых договоров.  

Весной и осенью в медучреждениях области, школах и лицеях проводятся Дни открытых дверей для школьников старших классов с целью формирования положительного принятия решения о выборе специальности медицинского работника.

 Совместно с Иркутским медицинским университетом, проработали вопрос с федеральным Минздравом по увеличению квот целевого приема в медуниверситете. В 2017 года, было увеличено количество квот на 35 мест на лечебном и педиатрическом факультетах.

 

      В отчетный период последовательно осуществлялись меры, направленные на защиту трудовых прав и социально-экономических интересов молодых членов Профсоюза, на вовлечение молодежи во все сферы профсоюзной деятельности.

 Главной целью молодежной политики является организация деятельности профсоюза работников здравоохранения по защите социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, привлечения ее в ряды Профсоюза, подготовка и пополнение профсоюзного актива молодыми людьми.

 Реализация молодежной политики в сфере социально-экономических, трудовых прав и интересов работающей и учащиеся молодежи, вовлечение в ее ряды учащихся высших и средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля и работников здравоохранения в возрасте до 35 лет является одним из основных направлений деятельности Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ. Задачами областной организации в осуществлении молодежной политики являются: координация деятельности первичных организаций по защите социально - экономических и трудовых интересов молодежи, содействие расширению законодательных гарантий ее прав на учебу и труд, жилье, участие в решении производственных задач, на достойный доход, полноценный отдых и досуг. Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения  содействует привлечению молодежи к профсоюзной деятельности и членству в Профсоюзе, постоянно совершенствует формы и методы этой работы.  Ежеквартально проходят заседания  Молодежного совета.

На заседаниях Президиума обкома обсуждались проблемы молодых специалистов, рассматривались вопросы реализации молодежной политики в Профсоюзе, участия молодежи в коллективных действиях, сбора и анализа информации по социально-экономическим гарантиям молодым специалистам и разработке молодежного раздела в отраслевое соглашение, а также участия членов Молодежного совета в организации и проведении смотров-конкурсов, спартакиад, фестивалей и акций, проводимых областной организацией.

С 5 по 10 августа в поселке Харанцы, расположенном на острове Ольхон, прошел Всероссийский молодежный профсоюзный форум «Стратегический резерв 2017». Форум собрал лучших 150 представителей профсоюзных организаций из 8 регионов России по различным отраслевым структурам. От профсоюза работников здравоохранения РФ было представлено 15 человек, как практикующих специалистов,  так и занимающихся непосредственно профсоюзной деятельностью.  В ходе форума проходили дискуссии, лекции, тренинги, мастер-классы на общественные и профсоюзные темы. В первые дни форума прошли тренинги и лекции по профсоюзной идеологии, технологии ведения переговоров, модернизации профсоюзного движения, так же проходили ролевые тренинговые игры для закрепления полученной информации, где вырабатывалась стрессоустойчивость и четкость в выбранной позиции. К концу форума каждый отряд, состоящий из 15 человек,  готовил свою «агитбригаду» на заданную тему в короткие сроки. Программа выступления строилась таким образом, чтобы позиция агитбригады совпала бы с позицией зрителя, т.е. сложившееся общественное мнение внутри коллектива агитбригады стало бы мнением зрителя и получило бы правильную гражданскую оценку. Это было незабываемым событием,  глубоко эмоциональным, жюри судило строго, но справедливо. Помимо тренингов наиболее запоминающимся событием стал пеший поход в поселок Хужир и на гору Шаманку. Участники форума провели акцию по уборке берега озера Байкал. По вечерам была развлекательная программа в виде выступления молодежных Иркутских музыкальных групп на главной сцене съезда. Форум подарил  много положительных  эмоций, почву для размышлений, как в профессиональном плане, так и  личного характера, профсоюзных идей  для реализации их на рабочем месте, а невероятной красоты  остров Ольхон зарядил энергией и силами  двигаться только вперед!!!

     Молодежный совет областной организации принял участие в традиционной акции к Дню Победы «Георгиевская ленточка», «Знамя Победы», поздравления ветеранов, которые собираются на праздничном шествии и на параде 9 Мая. Ежегодно все ППО проводят обязательные мероприятия по чествованию ветеранов ВОВ, встречи с застольями, проводят спортивные мероприятия, посвященные Дню Великой Победы, для тех, кто  не может присутствовать на общем мероприятии, (а таких с каждым годом становиться все больше) развозят на дом продуктовые корзины с цветами и пожеланиями мира, добра, здоровья и благополучия.

     Молодежь оказывает помощь ветеранам не только в своих коллективах, но и обращается в городские Советы Ветеранов, где им дают адреса домов престарелых, их тоже чествуют, устраивая праздничные концерты, одиноких ветеранов посещают на дому и поздравляют с их праздником Победы, вручая памятные подарки.

 С 2015 года по инициативе Молодежного Совета Иркутской областной организации организовывается участие работников и членов их семей  во всероссийской акции «Бессмертный полк». Все идут с портретами своих предков участников и ветеранов ВОВ. 

 На реализацию молодежной политики Иркутской областной организация профсоюза работников здравоохранения РФ используют  5% средств  профсоюзного бюджета.

Вместе с тем, многие проблемы молодежи еще не решены: остается низкой заработная плата, практически не работает система обеспечения жильем молодых семей и все же молодежная политика профсоюза развивается в правильном направлении и будущее за молодежью.

                                   

     ФНПР 2017 год объявлен «Годом  профсоюзной информации». Информационное обеспечение профсоюзной работы является важнейшим инструментом в решении уставных задач Профсоюза, содействует укреплению и развитию отраслевого профсоюзного движения, усилению мотивации профсоюзного членства и активности  членов Профсоюза. Информационная работа является одним из ключевых направлений деятельности любой профсоюзной организации и осуществляется в соответствии с резолюцией VI съезда Профсоюза «Информационная работа профкома – важнейшая составляющая в деятельности первички». Последние годы мы уделяем этому направлению деятельности приоритетное внимание.

    Информационную работу областного комитета нельзя отделить от той рабо­ты, которую проводят первичные организации Профсоюза, председатели кото­рых используют в работе различные информационные ресурсы, такие как: проф­союзные собрания, заседания профсоюзного комитета, выпуск информацион­ных листков, оформление профсоюзных стендов, уголков профгруппорга и другое. Главным источником информации о деятельности общероссийского Профсоюза является журнал ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема», которым обеспечены все первичные организации Профсоюза.

     В 2017 году проводился повторный мониторинг информационных ресурсов всех 78 первичных профсоюзных организаций,  состоящих на профсоюзном учете и обслуживании. В результате выявлено, что за прошедшие 2 года отмечается положительная динамика развития информационных ресурсов первичных профсоюзных организаций в соответствии с Перечнем минимального набора, рекомендуемого ЦК  Профсоюза работников здравоохранения РФ (Постановление Президиума ЦК  Профсоюза от 29.10.2012 г. №11-5)

    Те организации, у которых нет полного набора информационных  ресурсов, пользуются средствами связи, оргтехникой и интернет ресурсами своих медицинских организаций.

   Обком Профсоюза в отчетном периоде уделял внимание подготовке методических материалов, распространению нормативных документов и законодательных актов, публикации материалов, повышающих профсоюзные знания актива.

В 2017 году подготовлены и направлены в первичные профсоюзные организации Библиотечки профлидера:

 

№1 Специальная оценка условий труда.

№2 Ежегодный открытый отчет за 2016 год.

№3 Эффективный контракт.

№4 Первичная организация Профсоюза.

№5 Формы отчетов в Профсоюзе.

 

Для оказания практической помощи председателям ППО оформляются специальные накопительные папки с материалами и нормативными документами.

При обучении профсоюзного актива широко используются материалы газет «Единство Профсоюза» и «Солидарность». Первичные организации профсоюза в 100% обеспечиваются отраслевым журналом «Профсоюзная тема».

Доля финансовых средств, израсходованных Иркутской областной организацией Профсоюза в 2017 году на информационно-пропагандистскую деятельность составила 816 200 руб.

  Областным комитетом оперативно производится информационная рассылка на электронные адреса первичных организаций и профактивистов по актуальным вопросам деятельности Профсоюза. На сайте опубликовались материалы о деятельности Иркутской областной организации Профсоюза, продолжено сотрудничество с региональными и отраслевыми СМИ.

                                              

   С целью привлечения работников здравоохранения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового  образа жизни, физической и нравственной закалки работников отрасли и членов их семей, а также для улучшения спортивно-оздоровительной работы в трудовых коллективах медицинских организаций области Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ совместно с Министерством здравоохранения Иркутской области с 30 июня по 2 июля 2017 года в селе Смоленщина провели юбилейный Х туристический слет медицинских работников Иркутской области. В течение трех дней проходили соревнования по волейболу, мини-футболу, туристической эстафете. Также участники выполняли творческие задания («визитная карточка», «домашнее задание»), показывали скетч-шоу на медицинскую тему и демонстрировали кулинарное мастерство в конкурсе кашеваров «Универсальный кок!».      В   туристическом слете   приняли  участие 12 команд медицинских  организаций Иркутской области:

  1. ОГАУЗ «Ангарская городская больница скорой медицинской помощи»
  2. ОГАУЗ «Медсанчасть ИАПО»
  3. ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница»
  4. ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак Почета» областная клиническая больница»
  5. ОГБУЗ «Жигаловская районная больница
  6. ОГБУЗ «Иркутская районная больница»
  7. Отдел по организации медицинской помощи по городу Ангарск.
  8. НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Иркутск Пассажирский»
  9. ОГБУЗ «Иркутская городская поликлиника №4»
  10. ОГАУЗ «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая  больница»
  11. ОГБУЗ  «Иркутская станция скорой медицинской помощи»
  12. ОГАУЗ «Иркутский городской перинатальный центр»

   Торжественное подведение итогов и закрытие слета состоялось 2 июля. Участников, болельщиков, гостей и организаторов мероприятия приветствовал министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко

- Туристический слет – это масштабный, яркий праздник, который с каждым годом собирает все больше участников. Сегодня здесь собрались более 400 человек – это все те, кто помогает сохранить здоровье жителей Иркутской области. Английский литературный критик Сэмюэл Джонсон говорил: «Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь». Можно сколько угодно говорить пациентам о важной роли спорта и активного образа жизни, но вы делаете лучше – своим личным примером демонстрируете, что можно проводить выходные с пользой для здоровья и хорошего настроения.

  Все участники получили в подарок настенные календари с коллажем из фотографий, сделанных в разные годы слета. Во время торжественного награждения были отмечены коллективы, победившие в каждом виде соревнований. В общекомандном зачете первое место завоевала команда Иркутской областной клинической больницы «Все по Х». Второе место – у Иркутской районной больницы «Великолепная десятка». Замкнула тройку лидеров команда отдела организации оказания медицинской помощи по городу Ангарску «АМОН». Все победители получили грамоты и ценные призы. Кубки победителям вручил министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко.

 

  Самым ярким моментом выступления команды ИОКБ стал финал «Домашнего задания»: зрителям раздали 100 белых шаров, и по команде капитана, под крики «Ура!», все они были отпущены в небо. Так врачи поздравили Турслет и его организаторов с юбилеем.

    Кроме этого  в эти же сроки (1-2 июля 2017г.)   прошел туристический слет среди медицинских организаций в г. Братск на пляжном побережьи Братского водохранилища. Турслет проходил в рамках мероприятий посвященных году экологии под девизом «Природа мать, а мы ее дети». В турслете приняло участие 7 команд: Братские ГБ №2, ДГБ, ПЦ , ССМП, МБА, Стоматологическая поликлиника №3,  городская больница и городская поликлиника из Усть-Илимска.

  Команды состязались в туристической полосе препятствий, в дартсе, пляжном волейболе, в конкурсах" Универсальный кок", "Мода в отходах" , Скетч-шоу" Смех в загазованном городе",в рапорте команд " Дом в котором мы живем"

   Искрометный юмор, смекалка, находчивость, дух соперничества, доброе общение все это присутствовало на протяжении двух дней. Командой победительницей признана Братская городская больница №2 (гл врач Гаськов А.Ю., председатель профкома Павлюшина Т.С.), 2 место - Братская детская городская больница, 3 место - Братская Стоматологическая поликлиника №3. Команда из Усть-Илимска  стала призером командного соревнования по  дартсу и в конкурсе кашеваров.

   Проведен «Спортивно творческий слет» медицинских работников Иркутской области  с 25 по 26 ноября 2017 года в Ангарском районе Иркутской области на базе отдыха «Звёздный». В мероприятии приняли участия 6 команд медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения  Иркутской области ( БСМП г.Ангарск, ОГБУЗ ИОКТБ, ОГБУЗ «Осинская РБ»,   ОГАУЗ "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО",  ГБУЗ "ИОКБ», ОГАУЗ ГИМДКБ).

     В программе  СТС - смешанная эстафета, соревнование по волейболу, хоккей с мячом в валенках,  лыжная эстафета, плавание (эстафета 4 x 25 м, вольный стиль), творческий конкурс «Сибирские посиделки». Подведение итогов соревнований, награждение участников и закрытие слета состоялось  25 ноября. Победителем спортивно-творческого слета стала команда  БСМП г.Ангарск,  2 место ИОКБ,    МСЧ ИАПО 3 место.

      С 13 по 15 апреля 2018 года  проведен турнир  по волейболу среди работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения  Иркутской области. В соренованиях приняли  участие медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения  Иркутской области - ГБУЗ "ИОКБ», ОГБУЗ " Саянская городская больница",  ОГБУЗ "Железногорская РБ",  ОГБУЗ "Усть-Илимская городская поликлиника № 2", ОГАУЗ "МЕДСАНЧАСТЬ ИАПО",  ОГБУЗ  «Осинская РБ»,  ОГАУЗ ГИМДКБ, ГБУЗ ООД, ОГБУЗ ИОКТБ, ОГБУЗ «Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер»,  ОГБУЗ "ОБ № 2», ОГБУЗ "Черемховская городская больница№ 1»,  ОГБУЗ "МИАЦИО", Команда медицинских работников г. Усолье-Сибирское, ОГБУЗ «Больница  г. Свирска»,  ОГБУЗ  “Клинический госпиталь Ветеранов войн”,  ГБУЗ “Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы”

В напряженной, бескомпромиссной борьбе победу одержала команда ГБУЗ “Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы”  (начальник бюро – Перфильев Дмитрий Владимирович, председатель ППО – Гонтарь Елена Владимировна)  которая в финале в напряженном поединке победила объединенную  команду Усть- Илимска - ОГБУЗ "Усть-Илимская городская поликлиника № 2"  и  ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" (главный врач – Рыбицкий Владимир Михайлович, председатель ППО Суханова Татьяна Олеговна). В борьбе за 3 место в  упорной  борьбе победу одержала команда ГБУЗ "Иркутская  ордена  «Знак Почета» областная клиническая больница» (главный врач – Дудин Петр Евлампиевич, председатель ППО Петрова Елена Ивановна) победившая  ОГБУЗ  «Иркутскую областную клиническую туберкулезную больницу» (главный врач – Кощеев Михаил Ефимович, председатель ППО – Беккер Игорь Вильямович)

                            

      Продолжающиеся в стране экономические процессы способствуют расслоению медицинских работников по уровню доходов, что правомерно вызывает у них потребность в усилении коллективной защиты своих законных прав и интересов. К протестным действиям, как к тактике борьбы за интересы трудящихся мы относимся весьма осторожно. Однако мы не остаемся в стороне от Всероссийских акций профсоюзов, акций организуемых Союзом «Иркутское областное объединение  организаций профсоюзов».

      Профсоюзные кадры и актив отрасли в течение года принимали участие во встречах с руководителями органов законодательной и исполнительной власти области, в Первомайской  акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий профсоюзов «За достойный труд!»  07 октября и других.