Телефоны: (3952) 35-07-54, (3952) 35-08-16

Почтовый адрес: 664003, г. Иркутск-3, а/я 275    Фактический адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская 263, оф.216, 212, 215      Схема проезда >>>

Постановлению Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2021г.№22-2 -О ходе совместной работы с Минтрудом России и Минздравом России.

                                                                             Приложение к Постановлению

                                                                              Президиума ЦК Профсоюза

                                                                              от 26.03.2021г.№22-2

 

 

 

   О ходе совместной работы с Минтрудом России

 и Минздравом России по вопросу формирования требований

 к системам оплаты труда медицинских работников.

 

 

 

    В рамках реализации Поручений Президента РФ, связанных с модернизацией первичного звена здравоохранения, постановлением Правительства РФ от 09.10.2019г. № 1304 были утверждены конкретные этапы разработки единых подходов к условиям оплаты труда медицинских работников и формирования Отраслевой системы оплаты труда, с ее поэтапным внедрением в субъектах РФ.

  В связи с эпидемической ситуацией, обусловленной новойкоронавирусной инфекцией COVID-19,постановлением Правительства РФ от 06.06.2020г. №997 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 09.10.19г. №1304, в соответствии с которыми скорректированы сроки разработки и введения СОТ: выработка предложений по СОТ медицинских работников перенесена с сентября 2020г. на март 2021 года, а ее утверждение и поэтапное внедрение в субъектах РФ – на период 2021-2025 годов.

   Еще на начальном этапе этой работы предложения Профсоюза по структуре заработной платы, формированию и размерам должностных окладов, надтарифных выплат направлялись в Минздрав России, Минтруд России, Комитет Госдумы по охране здоровья.

   В последующем представители Профсоюза приняли участие в работе по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ в части утверждения Правительством РФ требований к системам оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений.

  По инициативе Профсоюзапредложения Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ по формированию Требований были направлены Председателю Госдумы РФ В.В. Володину;  Руководителям политических Фракций в Государственной Думе РФ; ПредседателямКомитетовГосдумы РФ по охране здоровья, по образованию и науке, по культуре, по труду, социальной политике и делам ветеранов; Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко;первому заместителю председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Российской Федерации М.В. Тарасенко;Министрамздравоохранения РФ,просвещения РФ, науки и высшего образования РФ, труда и социальной защиты РФ, культуры РФ.

   В откликах на обращение представителями Совета Федерации, ряда фракций и Комитетов Госдумы РФ была высказана целесообразность рассмотрения предложений профсоюзов в ходе обсуждения законопроекта.

  Руководство и специалисты аппарата Профсоюза, в составе Профсоюзной стороныРабочей группы,сформированной при Госдуме РФ по внесению указанных изменений в ТК РФ, приняли участие в обсуждении на заседании Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов в октябре 2020г. проекта федерального закона в рамках подготовки его к третьему чтению на пленарном заседании Госдумы РФ.

  Однако, предложения от Профсоюзной стороны Рабочей группы, в части фиксации в ст. 144 ТК РФ нормы о гарантиях в установлении минимальных размеров должностных окладов не ниже МРОТ, утвержденного Федеральным законом, не были поддержаны депутатами Госдумы РФ и не нашли своего закрепления в Федеральном законе от 09.11.2020г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».

  Информация о ходе работы, связанной с разработкой Отраслевой системы оплаты труда медицинских работников государственных (муниципальных) учреждений, была доведена и обсуждена на селекторном совещании с представителями Профсоюза в федеральных округах.

   Впоследующий период в рабочем формате продолжалась работа специалистов Минздрава России, Минтруда России и ЦК Профсоюза по обсуждению предлагаемых параметров систем оплаты труда, в т.ч. размерам должностных окладов, механизму их установления, дифференциации в зависимости от специфики и сложности труда, по структуре и размерам выплат компенсационного и стимулирующего характера.

   Конкретные предложения  Профсоюза по реализации ст. 144 ТК РФ (вновой редакции), по разработке требований к системам оплаты труда медицинских работников, а также повышению уровня их заработной платы, были направлены в адрес Минздрава России и Минтруда России, руководителям профильных комитетов Госдумы РФ, Депутата Госдумы РФ Сапрыкиной Т.В. Подходы к формированию единых требований к системам оплаты труда обсуждались на рабочих совещаниях, в т.ч. в онлайн-формате, с руководителями и специалистами Минздрава России и Минтруда России.

   В ходе проводимой работы были согласованы с Минздравом России изменения в структуру профессиональных квалификационных групп медицинских работников, направленные на более полный учет специфики и сложности профессиональной деятельности специалистов, подготовленные ЦК Профсоюза с учетом предложений от ряда региональных организаций Профсоюза.

  Так, Минтруду России предложено выделить по одному дополнительномууровнюв 1ПКГ «Младший медицинский и фармацевтический персонал» и П ПКГ «Средний медицинский и фармацевтический персонал», а также 2 дополнительных уровня в Ш ПКГ «Врачи и провизоры». Таким образом, создана возможность реализации неоднократных требованийПрофсоюза об увеличении дифференциации должностей по размеру окладов с учетом сложности работы, в частности- в 1 ПКГ- выделение младшей медицинской сестры по уходу за больными, а также включения в единую структуру ПКГ медицинских работников специалистов с немедицинским образованием.

   Следует отметить, что официально представленный в феврале с.г. Минтрудом России на рассмотрение и согласование Профсоюзом проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к системам оплаты труда медицинских работников медицинских организаций государственной (муниципальной) системы здравоохранения», не был Профсоюзом поддержан по ряду принципиальных причин.

    В заключении по проекту, направленном ЦК Профсоюза в адрес Минтруда России и Минздрава России, было отмечено, что проект фактически не регламентирует в необходимом объеме требования к системам оплаты труда медицинских работников, а лишь определяет общую схему формирования заработной платы и отражает этапы организации работы по утверждению требований.

   В проекте не отражены ранее предлагаемые разработчиками и обсуждаемые с Профсоюзом нормы по размерам должностных окладов с учетомкоэффициентов дифференциации по сложности и региональной дифференциации;по исходной расчетной величине их формирования; по перечню и размерам надтарифных выплат. В проекте отсутствует регламентация порядка дифференциации должностей по сложности труда специалистов;не определен механизм определения размеров коэффициентов региональной дифференциации.

   Следует отметить, что именно Профсоюз настаивал на предварительной апробации разработанных требований в пилотных проектах, с учетом значимости предстоящей работы и предотвращения возможных нарушений трудовых и экономических прав работников.

  Однако, предложенный вариант их проведения вызывает множество вопросов. В частности, моделирование новых систем оплаты труда «пилотными» регионами на начальном этапе пилотного проекта предлагается самостоятельно, без заданных параметровструктуры и размеров составных частей заработной платы. В своем заключении Профсоюз высказал мнение, что в этих условиях, при планируемом крайне ограниченном количестве «пилотных» регионов, не может быть созданаобъективная основадля подготовки предложений по последующему их утверждению Правительством РФ для пилотных проектов, и, на завершающем этапе - для реализации их во всех субъектах РФ.

  Профсоюз продолжает работу с Минтрудом и Минздравом России, исходя из необходимости:

фиксации в Требованиях гарантированных параметров заработной платы медицинских работников, в частности, расчетной величины для определения должностных окладов – не ниже МРОТ, с ее изменением в соответствии с федеральными законами, утверждающими МРОТ; коэффициентов дифференциации должностных окладов с учетом специфики и сложности труда; коэффициентов межрегиональной дифференциации, с определением механизмов их расчета на базе объективно обусловленных показателей; перечней и размеров обязательных выплат компенсационного и стимулирующего характера;

апробации утвержденных параметров заработной платы в пилотных проектах, с финансовым обеспечением их проведения;

внесения Правительством РФ, в случае необходимости по результатам пилотных проектов, изменений в Требования;

определения источников и объемов финансового обеспечения реализации утвержденных Правительством Требованийво всех субъектах РФ.

 

                                                                Отдел экономической работы

и оплаты труда аппарата Профсоюза